Брэйн-ринг по мифам Древней Греции

Запорожская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 103

ВНЕКЛАССНОЕ

МЕРОПРИЯТИЕ

по литературе

в 6-А классе

БРЭЙН-РИНГ

(синхронная литературная игра)

по теме

«Древнегреческая мифология»

Подготовила и провела

учитель

высшей категории

Швецова А.Ж.

Цели проведения внеклассного мероприятия:

- закрепить знания об истории создания, содержании мифов Древней Греции;

- помочь детям понять мир древнегреческой мифологии;

- развивать умение осознанно, внимательно читать произведение, находить

  точные ответы на вопросы, касающиеся деталей мифов;

- развивать логику, мышление, литературный вкус;

- развивать умение организованно и быстро работать в группе; 

- расширять кругозор учащихся;

- воспитывать интерес к чтению, изучению художественной литературы.

Ход проведения синхронной литературной игры

      Учащиеся 6-А класса произвольно формируются в группы по 5-6 человек, рассаживаются за отдельно стоящими столами. Каждая группа получает бумагу для письменных ответов на вопросы.

      Учитель задаёт задание, даёт 1 минуту на обсуждение правильного ответа. После этого группы сдают свои письменные ответы учителю, который сразу в общей таблице указывает количество правильных ответов. Учитель зачитывает правильный ответ и задаёт следующее задание.

      Игра состоит из нескольких викторин. По окончании игры подводятся итоги и награждаются лучшие команды, занявшие І, ІІ, ІІІ места.

Вступительное слово учителя

       Давным-давно, ещё до нашей эры, мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти ещё никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только ещё предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы.    

        Древний человек считал, что всё вокруг (камень и облако, море и горы, земля и её плоды) живёт подобно ему самому: так же мыслит, чувствует, радуется и негодует. Ему казалось, что живёт. Попытка человека осмыслить, понять этот мир и себя в нём привела к зарождению мифов. Мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни и смерти, смены ночи и дня. В них говорилось и о бессилии человека перед стихиями, и о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы ни было трудно.

- 2 -

     Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аэды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племён. На собраниях знатных жителей они мерными голосами декламировали песни и гимны в честь богов, покровителей данного племени, аккомпанируя себе на кифаре.

     Постепенно в отдельных областях Древней Греции сложились целые циклы сказаний. Так, в Фивах пели песни и сказания о божестве веселья Дионисе, о несчастной Ниобе, дети которой были убиты разгневанными богами. В Аргосе рассказывали о герое Персее. В Аттике и её центре Афинах были распространены сказания о сыне морского бога Посейдона – Тесее, якобы объединившем разрозненные аттические племена ионян в одну общину, построившем город Афины и совершившем ряд подвигов. Наконец, повсеместно и широко были известны легенды о Геракле – могучем сыне верховного божества Зевса, о его подвигах и трагической судьбе; о далёком походе группы героев, построивших корабль «Арго», о бедствиях и приключениях их вождя Одиссея.

     Жители Древней Греции воплотили свои мечты и надежды в столь совершенных мифах, что они живут много веков, кочуют из произведения в произведение, воплощаются в слове, бронзе, мраморе – в произведениях различных видов искусства.

     Давайте мы с вами «перелистаем» в игре страницы самых известных в мире мифов, вспомним их увлекательные сюжеты, героев.

1. Конкурс «Презентация»

2. Конкурс «Анаграммы»

вратнек (кентавр)

  екларг (Геракл)

 мейропте (Прометей)

йетес (Тесей)

мазакони (амазонки)

огорнаг (Горгона)

3. Конкурс «В гостях у Геракла»

     Стар стал Геракл. Много воды утекло с тех пор, когда он совершал свои подвиги. Трудно Гераклу их вспомнить. Давайте поможем ему. Допишите названия мифов о подвигах Геракла.

1. «Немейский лев»

2. «Лернейская гидра»

3. «Стимфалийские птицы»

4. «Керинейская лань»

5. «Эриманфский вепрь»

6. «Скотный двор царя Авгия»

- 3 -

7. «Критский бык»

8. «Кони Диомеда»

9. «Пояс Ипполиты»

10. «Коровы Гериона»

11. «Ц(К)ербер»

12. «Яблоки Гесперид»

4. Конкурс «Экскурсия по историческому музею»

Сделаем небольшую остановку в зале, где собраны предметы, некогда принадлежавшие древнегреческим богам. Табличек у экспонатов пока нет. Давайте их составим, подобрав пары: имя бога – предмет.

1. Тесей                                                              1. Земля

2. Прометей                                                       2. Овод

3. Атлас                                                              3. Кузнечный горн.

4. Гефест                                                            4. Огонь

5. Ио                                                                   5. Клубок ниток

6. Персей                                                            6. Горгона

7. Антей                                                              7. Небесный свод

Ответы: 1-5, 2-4, 3-7, 4-3, 5-2, 6-6, 7-1.

5. Конкурс «Назови миф и героя»

1. «День уже клонился к вечеру. Вот показалась и колесница Гелиоса, спускающаяся к водам Океана. Яркие лучи Гелиоса ослепили Геракла, и охватил его невыносимый, палящий зной. В гневе вскочил Геракл и схватился за свой грозный лук, но не разгневался светлый Гелиос, он приветливо улыбнулся герою, понравилось ему необычайное мужество великого сына Зевса. Гелиос сам предложил Гераклу переправиться на Эрифейю в золотом челне». (10-й подвиг Геракла, «Коровы великана Гериона»)

2. «Подобно ветру, носилась она по горам и долинам Аркадии, не зная никогда усталости. Целый год преследовал Геракл её. Она неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки. Все дальше и дальше на север бежала лань. Не отставал от нее герой, он преследовал ее, не упуская из виду. Наконец Геракл достиг … крайнего севера - страны гипербореев и истоков Истра. Здесь она остановилась». (4-й подвиг  Геракла, «Керинейская лань»).

3. «… он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы; он черпал их у своей матери, великой богини земли». (12-й подвиг Геракла, «Яблоки Гесперид», Антей)

4.  «Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященные богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял, подобно звезде». (6-й подвиг Геракла,  «Скотный двор царя Авгия», Авгий)

- 4 -

5. «Однажды отец Данаи, проходя над тайником, услышал детский крик. Царь удивился, отпер вход в подземелье, спустился в жилище Данаи и увидел на руках у дочери прелестного мальчика. Страх напал на царя. Он стал думать, как ему избежать страшного предназначения. Наконец он приказал посадить Данаю с сыном в большой ящик и тайно бросить в море». («Персей»)

6. «…все подземное царство наполнилось его воем. Он силился вырваться из объятий Геракла, но только крепче сжимали могучие руки героя его шею. Обвил он хвост свой вокруг ног героя, впилась голова дракона своими зубами ему в тело, но все напрасно». (11-й подвиг Геракла «Кербер», Кербер)

7. «Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца». («Прометей», Прометей говорит о Геракле)

8. «Девушка сказала, что она дочь эфиопского царя и обречена на съедение морскому чудовищу. Её мать, царица Кассиопея, похвалилась однажды, что она красивей всех морских нимф, - за это бог морей Посейдон послал в их край чудовищную рыбу, которая пожирала рыбаков в море, и пловцов, и корабельщиков, топила корабли и опустошала берега их царства. Народ пришёл в смятение и потребовал, чтобы Кассиопея умилостивила Посейдона, отдав в жертву чудовищу свою дочь. Девушку приковали к скале на берегу моря и оставили одну. Белее морской пены стояла она у скалы и со страхом глядела на море». («Персей», Андромеда)

9. «Но герою предстоял ещё более опасный подвиг - сражение с самим Минотавром! Ариадна тайно от отца дала ему острый меч и клубок ниток. Когда юношу и всех обречённых на смерть отвели в Лабиринт, он привязал у самого входа конец Ариадновой нити и пошёл по запутанным бесконечным переходам. Наконец, он дошёл до места, где находился Минотавр, который с грозным рёвом бросился на пришельца. Начался страшный бой». («Тесей»)

10. «В гневе натянул он свой лук, сверкнула в воздухе стрела и вонзилась в колено одного из кентавров. Не врага поразил Геракл, а своего друга Хирона. Великая скорбь охватила героя, когда он увидал, кого ранил. Геракл спешит омыть и перевязать рану друга, но ничто не может помочь. Знал Геракл, что рана от стрелы, отравленной желчью гидры, неизлечима. Знал и Хирон, что грозит ему мучительная смерть. Чтобы не страдать от раны, он впоследствии добровольно сошел в мрачное царство Аида». (5-й подвиг Геракла, «Эриманфский кабан и битва с кентаврами»)

- 5 -

2. Конкурс «Анаграммы»

вратнек -

екларг -

мейропте -

йетес -

мазакони -

огорнаг -

 

3. Конкурс «В гостях у Геракла»

     Стар стал Геракл. Много воды утекло с тех пор, когда он совершал свои подвиги. Трудно Гераклу их вспомнить. Давайте поможем ему. Допишите названия мифов о подвигах Геракла.

1. «______________________ лев»

2. «______________________ гидра»

3. «______________________ птицы»

4. «______________________ лань»

5. «______________________ вепрь»

6. «_______________________________ царя Авгия»

7. «________________   бык»

8. «________________ Диомеда»

9. «_____________ Ипполиты»

10. «Коровы ______________»

11. «__ербер»

12. «Яблоки ______________»

4. Конкурс «Экскурсия по историческому музею»

       Сделаем небольшую остановку в зале, где собраны предметы, некогда принадлежавшие древнегреческим богам. Табличек у экспонатов пока нет. Давайте их составим, подобрав пары: имя бога – предмет.

1. Тесей                                                              1. Земля

2. Прометей                                                       2. Овод

3. Атлас                                                              3. Кузнечный горн.

4. Гефест                                                            4. Огонь

5. Ио                                                                   5. Клубок ниток

6. Персей                                                            6. Горгона

7. Антей                                                              7. Небесный свод

 

Октябрь, 2014

Скачать материал в формате .doc

Поделитесь этой статьей с друзьями!)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Запорожье. Городской портал.