Типичные ошибки в русской речи

ТИПИЧНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В РУССКОЙ РЕЧИ В УКРАИНЕ

урок русского языка в 5-А классе ООШ № 103, г. Запорожье

Учитель

 КРАВЧЕНКО Г.А.

Дата  11 ноября 2014  Класс 5-А

             

Урок № 35. Типичные орфоэпические ошибки в русской речи в Украине

Цель: ознакомить школьников с типичными орфоэпическими ошибками в русской речи в Украине, предупредить их появление в речи детей; развивать культуру речи

Ожидаемые результаты: ученики различают на слух твёрдые и мягкие согласные звуки перед е в заимствованных словах, правильно произносят их и звуки, обозначаемые буквами г, ц, ч; замечают и исправляют типичные орфоэпические ошибки в русской речи в Украине, соблюдают нормы русского литературного произношения в устной речи.

Оборудование: учебник, карточки, тексты

Тип урока: комбинированный.

I. Актуализация опорных знаний учащихся

1.  Проверка домашнего задания. Упражнение 279.

Синтаксический разбор последнего предложение 1 учащийся у доски.

2.  Игра «Угадай профессию». СЛАЙД №1

Угадайте и запишите название профессии по описанию.

Объясните правописание этих слов.

— Рабочий-строитель, специалист по кладке камня. (Каменщик.)

— Любитель спорта, поклонник какой-либо команды. (Болельщик.)

— Ученик школы. (Школьник.)

— Участник спортивных гонок. (Гонщик.)

— Музыкант, играет на барабане. (Барабанщик.)

— Мастер по кладке и ремонту печей. (Печник.)

— Рабочий, специалист по сварке металлов. (Сварщик.)

— Рабочий типографии, специалист по набору. (Наборщик.)

— Работник, производящий сборку деталей. (Сборщик.)

— Мастер обманывать. (Обманщик.)

— Тот, кто любит спорить. (Спорщик.)

— Тот, кто помогает в чём-либо. (Помощник.)

Проверка написанных слов. СЛАЙД №2.

4.      Словарный диктант.

Объясните, от чего зависитправописание ъ и ь.

Рельеф местности, въезд в санаторий, батальон в походе, серьёзный барьер, на съезд врачей, на подъёмном кране, в объединённом отряде, на курьерском поезде, объём вьюка, вьюга в поле, здоровье спортсмена, объездчик на лошади, листья в ручье, у почтальона в сумке, обезьяна в вольере.

Взаимопроверка при обмене тетрадями.

5. Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД №3

Орфоэпия. Орфос – правильный, эпос – речь (греч.)

Почерк. (Сравните по черте)

Праздник. Праздь – свобода. Праздник. Праздничный.

Объединение. Един – один (слав.)

II.       Мотивация учебной деятельности школьников.

Объявление темы и цели урока. СЛАЙД №4,5

Вступительное слово учителя.

Наверное, вы слышали, как о произношении некоторых людей иногда судят так: «Говорит с акцентом…» Что это означает? В энциклопедии сказано: «Акцент — произношение, в котором отражаются звуковые особенности чужого языка или наречия». И конечно, лучше всего нам знаком украинский акцент в русской речи жителей нашей страны.

III.   Восприятие и усвоение учебного материала

1.  Слово учителя.

План лекции учителя

1.  Типичные ошибки в произношении гласных русского языка в Украине.

2.  Типичные ошибки в произношении русских согласных в Украине.

3.  Ударение в русских и украинских словах.

Типичные ошибки в произношении гласных русского языка Украине.

Произношение некоторых гласных звуков в русском языке отличается от их произношения в украинском. Так, в русском языке о без ударения произносится как а: домА — д[а]ма. В украинском языке этого не происходит, поэтому распространенная ошибка русской речи в Украине — неоправданное «оканье». Кроме того, в русском языке перед е согласные чаще звучат мягко, а в украинском — твёрдо. Сравните, например, произношение слова текст, произнеся его по-русски и по-украински.

Типичные ошибки в произношении русских согласных в Украине.

В украинском языке буква г произносится почти как [х], а в русском этот звук взрывной. Сравним, как произносится слово гиря по-русски и по-украински. Зато в украинском языке [ч] звучит гораздо твёрже русского, где этот звук всегда мягкий. Сравните произношение слова чай. Звук [ц], напротив, в русском языке всегда твёрдый, в отличие от украинского. Произнесите: по-русски — перец, по-украински — перець. Такие же различия мы видим в парах слов кровь (русск.) — кров (укр.), букварь (русск.) — буквар (укр.), голубь (русск.) — голуб (укр.), степь (русск.) — степ (укр.) и др., что тоже порождает ошибки в произношении.

Ударение в русских и украинских словах.

Обратите внимание ещё и на то, что слова в наших близкородственных языках могут различаться местом ударения.

2.      Работа с учебником.

    Чтение теоретического материала. Стр.84, 98, 102.

3.      Орфоэпический практикум. Работа у доски. Расставить ударение.

          КрапИва, алфавИт,  вЕрба,  щавЕль, цыгАн, каталОг, звонИшь, освЕдомить, понялА, налитА, включИт, вручИт, завИдно, сирОты, фарфОр, закУпорить, клАла, Иксы, кУхонный, апострОф, Искра, исчЕрпать, трубопровОд, звонИт, бАнты, бАрмен, слИвовый.

Проверка работы. СЛАЙД №6.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. СЛАЙД №7.

4. Домашнее задание. СЛАЙД №13. Расставить ударение в тексте на листочках.

    IV.    Закрепление знаний, умений и навыков.  Чтение скороговорок.

  1. Прочитайте скороговорки, соблюдая нормы произношения звуков, обозначенных буквамиг, ц, ч.

В цветнике цветут цветы. Летит скворец — зиме конец. Из соседнего колодцa целый день водицa льётся. У четырёх черепашек четыре черепашонка. Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Сачок зацепился за сучок. Сорока за строчкою строчка строчит сорочатам сорочки. Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара. Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.

2.  Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах. СЛАЙД №9


Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…Алфавит

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…Фарфор

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…Каталог


3.Произнесите правильно слова:

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, пустячный.

    4. Распределительный диктант. СЛАЙД №10

Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его,

запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

Твердый согласный перед е.    Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

Проверка записи. СЛАЙД №11.

V.     Итог урока.

Вопрос учащимся.

— Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

Поделитесь этой статьей с друзьями!)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Запорожье. Городской портал.