Приемы рационального и быстрого чтения

Приемы рационального и быстрого чтения

Активное чтение во многом пользуется приемами технологий «рационального и быстрого чтения». К приемам такого чтения относятся:

Избавление от артикуляции (внутреннего проговаривания при чтении). Известно, что восприятие текста идет по трем каналам: слуховому, речедвигательному и зрительному (он является самым продуктивным). Чтобы чтение стало более динамичным, нужно отключить слух и речь - останется только зрение. Скорость чтения при этом увеличится в два раза

Алгоритм работы с текстом состоит из следующих блоков:

название - автор - источник - проблемы - факты - особенности - новизна.

Читая текст, вы укладываете информацию в эти блоки.

Избавление от регрессии - механического возврата к прочитанному. Приемы избавления от этого:

- прочитанная часть закрывается листом бумаги;

- установка на чтение, не допускающая возврата взгляда на прочитанное;

- выработка привычки двигать глаза вертикально.

Перед чтением

- Сформулируйте цель и желаемый результат чтения текста. Спросите себя: «О чем я буду читать? Чего я жду от этой главы, параграфа?».

- Пробегите глазами главу, просмотрите заголовки, подзаголовки, иллюстрации. Если заголовков нет, прочтите первые предложения каждого абзаца, чтобы составить примерное представление об организации главы в целом.

- Отметьте такие характеристики главы, как длина и структура.

- Отметьте важные пункты, выделенные жирным шрифтом или вынесенные в подзаголовки.

- Определите, что может быть полезного в тексте в свете целей вашего чтения.

- Определите, на что стоит обратить внимание, а что можно пропустить. Спросите себя: «Что я уже знаю по этой теме?».

Во время чтения

- Особенно тщательно прочитывайте важные части текста, читайте выборочно.

- Отрывки, требующие особого внимания, прочтите вслух.

- Перескажите прочитанное своими словами.

- Не забывайте делать заметки.

- Делайте остановки, задавайтесь вопросом: что хотел сказать автор.

- Перефразируйте отдельные части главы (это поможет вам при устном ответе на уроке - это будет ваша мысль).

- Не пропускайте связки, выявляющие логическую организацию текс-причина - следствие -

проблема - решение.

- Ловите себя на непонимании, бездумном чтении.

- Остановитесь, поняв, что не следите за мыслью автора.

- Пересматривайте цели чтения при поступлении новой информации.

- Особо отмечайте незнакомую информацию (этим вы попутно пополняете свой запас знаний).

- Обращайтесь к дополнительным материалам, если новая информация не увязывается с ранее полученными знаниями.

- Не пропускайте ключевые предложения.

- Перечитывайте важные места.

Поделитесь этой статьей с друзьями!)
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Запорожье. Городской портал.