Мастерская построения знаний

Дек 13 2015

image001Педагогическая мастерская

Педагогическая мастерская признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога и сегодня мастерские включаются в систему литературного образования наряду с другими способами работы.image002

На протяжении последних лет стало очевидно, что нуждается в осмыслении само слово «мастерская». Оно появилось в отечественной педагогике в начале 1990-х годов как термин французской группы «Новое образование». Слово это обозначает новый тип занятия, основанный на гуманистической философии. Но в русском языке слово немедленно было соотнесено с традиционными значениями: мастерская артиста, художника, скульптора, гончара – или, например, сапожная мастерская. В результате образовалась некая путаница: теперь любое занятие, предполагающее активность участников, многие преподаватели стали называть мастерской. Поэтому уточним: здесь имеется в виду «педагогическая мастерская» как явление педагогической технологии мастерских.

Своё название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нём участие все, включая самого мастера.

В технологии мастерских главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических пер­воисточников, создание произведений прикладного искусства. Передавать спосо­бы работы, а не конкретные знания — очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, самосовершен­ствованию, саморазвитию.

image003Цели педагогической мастерской известны:

  • ученик должен действовать автономно и рефлексивно;
  • использовать различные средства интерактивно;
  • входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.
  • проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен);
  • научить детей мыслить раскованно, творчески.

Концептуальные соображения

  • Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.
  • Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
  • Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.
  • Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.
  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  • В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются
  • Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
  • Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.
  • Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.
  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  • Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

Мастерская – путь к истине

image004Мастерская в течение ряда лет противопоставлялась уроку. Но опыт показывает, что возможно и полезно вводить мастерские в классическую программу обучения старшеклассников.

Причины утомляемости учащихся на уроке традиционного типа

Что мне нравится в мастерской?

Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашне­го задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обу­чения, способы саморегуляции.

Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполне­ния, связи с областями жизнедеятельности детей.

Пример алгоритма (он разделён на три малых занятия-алгоритма, рассчитан­ных на 1-2 часа).

Алгоритм 1

Панель → выделение проблем →работа с материалом, с литературой →обсуж­дение в парах →обсуждение в группах → постановка вопросов в группах → пред­ставление вопросов классу → выбор проблемы для исследования.

Алгоритм 2

Представление проблем → объединение в группы для решения проблем→ каждый представляет группе своё понимание проблемы → каждый формулирует гипотезу решения проблемы→выбор в группе наиболее вероятной гипотезы →планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы → формулирование выводов.

Алгоритм 3

Представление результатов работы групп →составление и обмен вопросами по представленным результатам → ответы на вопросы и корректировка результатов→- составление группами серии заданий на применение результатов их поиска→обмен заданиями между группами → знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.

Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В разговоре у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, когда ученик будет работать с материалом: литературой, красками, звуками, природными материалами, моделями, спичками, схемами. Это — «деконструкция»: превращение материала в «хАос», смещение явлений, слов, событий...

Конечно, сначала каждый пороется в книгах, почитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, в группе. Затем последует «реконструкция» — создание своего мира, текста, рисунка, закона. Группа соберёт и зафиксирует информацию, обдумает и начнёт создавать свою новую версию, которая на следующем этапе будет опять усовершенствована.

Итак, панель, слово мастера, работа с документами — всё это даёт группе воз­можность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следую­щем этапе организовать её опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо её логическое обоснова­ние, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку умозаключений и с опорой на утверждения, об истинности которых они договорились, приходят к выводу об ис­тинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому необходим критический анализ всей проделанной работы (рефлЕксия). На послед­нем этапе группы представляют друг другу всё, что они сделали.

В каком соотношении должен находиться предполагаемый объём индивиду­альной и групповой работы? Практика показывает, что наилучший результат да­ёт оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мыш­ления.

Предложенные алгоритмы пригодны не для любого содержания и не для лю­бого класса. Мастерская пройдёт с пользой для ребят, если у них уже есть необхо­димые учебные и интеллектуальные умения.

Поэтому технологическая линия занятий включает специальные мастерские, на которых ребята учатся: а) работать на первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение; ж) ставить вопросы. Все эти общеобразовательные мастерские формируют у ребят общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна серьёзная мыслительная работа.

Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний.

Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходят в других формах работы:

Особенности методики

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные элементы технологии — методические приёмы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания

АЛГОРИТМ – СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

1. ИНДУКТОР. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников…

Системообразующий элемент мастерских — проблемная си­туация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего нео­жиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. Про­блемная ситуация характеризует определённое психическое — вопросное состо­яние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или ус­ловиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследо­вателя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необ­ходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Та­кая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, ко­торые он может вызвать у детей.

Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он даёт большую свободу выбора каждому реализовать своё стремление к актуализации.

Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребёнке, он настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию этой познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых по­требностей: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовы­ражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте, двигательной активности, в игре. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию познавательной потребности.

Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание Мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решить проблему — могучее средство для стимулирования интереса.

2. Самоконструкцияэто индивидуальное создание гипотезы текста, рисунка, проекта. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

3. Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастерских — групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учеников классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция

4. Социализация. Всякое выступление ребёнка в группе представляет сопос­тавление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно настоять, что­бы в отчёте участвовали все. Выступать за группу ответственно и почётно. Каждо­му хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех, работа в ма­лых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, даёт им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и использовать различные способы познания у каждого из ребят.

5. Афиширование — вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисун­ков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, чи­тают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).

6. Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Это то, что в традиционной технологии преподносится ученику, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя, родителя. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

7. Рефлексияпоследний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников во время проведения мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Мастерская даёт ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере мастерская предоставляет возможность использовать свою фантазию, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции? -Принять задание мастера — акт послушания ученика. Но при выполнении задания — свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Позиция ведущего мастера — это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается максимально привлечь мышление детей, сделать их активными, раз­будить то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены па то, чтобы подключить воображение ребёнка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Это — мягкое, демократичное, незаметное руководство работой:

  • мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в мщении;
  • включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);
  • работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания;
  • мастер не торопится отвечать на вопросы;
  • необходимую информацию он подаёт малыми дозами, обнаружив потреб­ить в ней ребят;
  • исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию даёт возможность изменить самооценку ученика.

Изучение предмета с помощью мастерских — это цепочка заданий, которая продумана педагогом так, чтобы постоянно углублять представление ученика об объекте исследования, демонстрировать неполноту представлений о нём. Первое задание в этой цепочке связано с процессом деконструкции («разрушением» имеющихся знаний, указанием на их неполноту); второе задание связано с процессом реконструкции (построение нового знания с учётом открытий, сделанных на первом этапе); далее — снова «разрушение» и снова построение более совершенного видения предмета исследования. Такая последовательность заданий все время поддерживает интерес, позволяет понять, что нет итогового знания как непреложной и единственно возможной истины. Процесс познания бесконечен и вклад каждого ученика в него немаловажен.

Где-то в этой цепочке заданий мастером должен быть запланирован «разрыв. Это самое уникальное явление, ради которого и создаётся мастерская. Это кульминация творческого процесса. «Разрыв» — некое озарение, новое (неожиданно для человека возникшее) видение предмета, явления, самого себя. Переживание «разрыва» — когда никто не ожидает, что придётся осмыслить и собственные личност­ные качества, или когда возникает неизбежный тупиковый вопрос, разрешить который — значит преодолеть, превзойти себя вчерашнего.

Мастерская рассматривается как психологический тренинг, помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера. Миссия мастера: разблокировать способ­ности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, уб­рать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Типы мастерских

Средняя продолжительность каждой мастерской - два академических часа, но есть занятия и по одному часу, а некоторые требуют трех-четырех.

Технология создания кульминации мастерской – разрыва

Принципы ведения мастерской

В старших классах обычной школы, лицея или гимназии словесник всегда стоит пред проблемой соотнесения уроков литературы и русского языка (стилистики и развития речи).

Чем отличается Мастерская от обычного урока?

Учитель, организующий Мастерскую, обнаруживает, что ее подготовка более трудоемка, чем подготовка к традиционному уроку:

Схема-структура мастерской:

Многие педагоги не приняли или не освоили новую технологию. Причины сомнений в том, что мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве. При этом случалось, что терялся или не был заметен собственно образовательный компонент занятия. А между тем, мастерские не мешали, а помогали усвоению программы по литературе, при этом сочетались учение, общение и творчество.

Работа над развитием письменной речи – одна из постоянных задач учителя. Неудивительно, что для каждого словесника одной из главных практических целей является обучение написанию сочинений. Не теряя этой цели, вспомним, что именно в мастерской, по мысли идеологов «Нового образования», дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли». (Мишель Дюком о «Новом образовании» ..// Педагогические мастерские: Франция – Россия.-М., 1997.-С.22)

Что дает Мастерская?

Взаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципов:

Анализ принципов работы мастера

Мастерские, проводившиеся на протяжении ряда лет, показали, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю не утратить чувство исторического времени и не остановиться в желании учиться самому. Пусть система отношений «учитель и ученик» все более превращается в систему «ученик - учитель», чтобы учитель был нужен ученику.